Церковь жива Пасхой. Пасха – в сердцевине нашего церковного года. Православное богослужение живёт памятью Пасхи, Пасхой мы «живём и движемся и существуем». И при этом так странно, что в нашей традиции нет иконы Пасхи. Потому что Пасха есть тайна будущего века. Пасха началась здесь, но «еще не открылось, что будем». Вместо иконы Пасхи у нас есть образ «Сошествие во ад»: Христос в лучезарных ризах стремительно снисходит в глубины преисподней, попирая её врата Своими стопами и тянет руки к детям Адама. В этом жесте – всё.

Слово «пасха» – плод неожиданного наслоения двух похожих слов из двух непохожих языков: еврейского «песах» – «прошел мимо» и греческого «пасхо» – «страдаю», «претерпеваю».
|
|
Пасха – это Пир Царствия, который уже начался, и которому мы приобщаемся уже здесь на каждой литургии. Пасха в единстве страдания и отрады, труда и утешения, и невозможно попасть на грудь Учителя, не пройдя своей пасхи крестной.
Пасха неизбежна. А это значит, что каждому предстоит пройти свою голгофу, вынести поцелуй своего иуды, выпить до последней капли всё то, что доверил мне пережить мой Создатель. Но всё непременно закончится Пасхой Воскресения и торжества жизни и правды.
Положено мне страдать и пройти сквозь смерть – пройду, потому что Сам Господь освятил для меня этот путь.
Поэтому сказать «Христос воскресе» то же, что сказать «всё будет хорошо».
|
|

Верить в Пасху – доверять Богу.
Верить в Пасху – быть готовым пройти путём Христа.
Верить в Пасху – знать, что, в конце концов, всё
будет хорошо, обязательно хорошо!
Верить в Пасху – не бояться страданий, смотреть на
них весело, твёрдо зная, что жизнь стоит того,
чтобы быть прожитой!'
Архимандрит Савва (Мажуко)
|